Экскурсия по выставке «Эксгумация» с самим директором ОХМ

Великий Станиславский утверждал, что театр начинается с вешалки. А мы тут, в Одессе, знаем, что не только театр, но филармония, те же музеи начинаются с запахов от туалетов.

 

Вот по специфическому «амбрэ» их и обнаруживаешь. Сейчас не стану пускаться в подробные описания… Но при ОХМ (одесском художественном музее) их, запахов, нету. Был некий, НО в коттедже администрации (сейчас устранён).

Для меня, в роли обычного посетителя – это важно. Я вновь невнимательно прочла: шла на лекцию по «Эксгумации», а оказалось, что анонсирована была ещё и мини лекция о состоянии дел в целом, экспозиции в целом и выставке, тоже, в целом.

ofamroyt

Встреча началась с непродолжительного повествования о самом возникновении Музея от 1868 из коллекции «Общества поощрения изящных искусств», впрочем, эти подробности имеются на сайте Музея. Дважды пан Ройтбурд (именно так я его и впредь буду именовать, поскольку лекцию свою, а затем и экскурсию он вёл на украинском, следуя Великому завету: лучше плохой украинский, чем всё тот же русский) возвращался к теме японской коллекции Одессы, которая «ушла» в музей Западного и Восточного искусства. Похоже, что сожалел, что она там, а здесь «не положено».

Любопытным был рассказ о «приобретениях» в большевицкие времена, – методом обчищения жилищ и дач (знаменитых реквизиций), равно как и отнимания в Столицу, куда фактически брали, всё что хотели. Вторым этапом ограбления была румынская оккупация. Были утраты и посерьёзней: первый авангард был (внимание!) СОЖЖЁН, а вот второй, 60-70-ые прошлого века пропущен, тоже по идеологическим соображениям. А посему «маємо, що маємо», потому экспозиция выстроена не как презентация шедевров, а развитие искусства в нашем краю.

Заметил, что Тарас Максимюк готов подарить городу свою коллекцию (тут я затрепетала, ибо знакома всего лишь с фрагментами, а уж наслышана!), для чего требуется расширение площадей и т.д., и т.п., – словом дел невпроворот.

Наконец отправились. Прошлись по первому этажу, сопровождаемые комментариями и всяческими вкусными подробностями (а А.Ройтбурд в этом деле – дОка). Я, лично, задержалась возле любимых мною «Ромео и Джульетта» Константина Маковского (прошу меня извинить, но когда-то я тоже была девушкой, романтичной), миновали Врубеля (О! почему «нет шедевров»?), миновали Сомова, Бенуа.

А мимо Н.Н.Ге «ЧТО есть истина» я сама проскользнула быстро-быстро (ненавижу, она была во всех советских книгах с ИХ пониманием истины). Тут нужно приостановиться в описании… Пан директор знает своё дело, умеет вести экскурсию, – она была НЕскушной, без пауз-провалов, более того, снабжённая подчас / или довольно обильно/ ехидными комментариями, была даже что и весёлой. По крайней мере, по окончании я улыбалась себе, солнышку и (боюсь признаться) городу Одессе.

Меня сурово учили, что сюда, на интернет больше двух страниц писать нельзя, НЕ ПОЛОЖЕНО. Прерываюсь, о втором этаже чуть позже. Но вот о гениальном полотне Василия Яковлева из «Эксгумации» умолчать нету сил! Это поразительно! Такая техника – прям Франс Снэйдерс! А он так  ужасал меня в детстве/юности в Эрмитаже, точно такой же эффект  вызвала у меня и теперь, уже тётки. Это его мясо – «мясное», кровоточащее. Однако само полотно по исполнению – фантастично, «держит изображение до приближения до 1 см»! Т.е. можно носом уткнуться! Уже после становится понятной и тематика «Мясо» (1945 г.) и не только в связи с «Вов» («Великой Отечественной» войной). Но скорее всего со всем «мясом» содранным с мирных граждан во времена сталинского  периода.

ofammeet

Ага, а ещё были комментарии от посетителей «Почему на украинском», я ответствовала, что, мол «це ж державна установа» и вопросы (самим себе, но с заметным беспокойством) о здоровье, как, мол, пан Ройтбурд выдержит все невзгоды и выдюжит ТАКОЙ объём. Похоже, их смущала его палочка, но Александр-Олександр мне сказал, что состояние его здоровья – превосходное, а палка – часть имиджа, она же – палка-указалка при показе выставки. Более того, у него в планах начать посещать бассейн (вот так!).

ofamstick

Advertisements

Leave a Reply

Fill in your details below or click an icon to log in:

WordPress.com Logo

You are commenting using your WordPress.com account. Log Out /  Change )

Google photo

You are commenting using your Google account. Log Out /  Change )

Twitter picture

You are commenting using your Twitter account. Log Out /  Change )

Facebook photo

You are commenting using your Facebook account. Log Out /  Change )

Connecting to %s